Аниме по полово-возрастному признаку можно разделить на пять больших разделов:
1. Аниме для детей (кодомо-аниме) – примерно до окончания младшей школы (1-6 классы – до 10-11 лет);
2. Аниме для подростков-юношей (сёнэн-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
3. Аниме для подростков-девушек (сёдзё-аниме) – средняя и старшая школы (7-12 классы – с 10-12 до 18 лет);
4. Аниме для молодых мужчин (сэйнэн-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).
5. Аниме для молодых женщин (дзёсэй-аниме) – колледж/университет (18-25 лет).
Наш сайт посвящен кодомо-аниме, поэтому и говорить мы будем преимущественно о нём.
Кодомо-аниме (кодомо - в переводе с японского означает "ребенок"), пожалуй, самый старший "вид" из всех перечисленных выше. Большинство известных сериалов принадлежат именно этому типу. Кодомо-аниме, как правило,
достаточно просто для понимания - что и вполне объяснимо, потому что этот тип предназначается в первую очередь для детей, а восприятие того, что творится на экране, должно быть понятно и доступно. Самое первое кодомо-аниме было в основном построено на мифологических сказках Японии и других стран (в том числе советского союза или Америки). Как правило, такие "сказки" были полнометражными и в них можно было увидеть элементы быта страны, в которой происходит действие.
Потом уже стали создаваться детские сериалы, к которым мы можем отнести Pokemon и Sonic - оба этих мультсериала содержат фантастический, можно сказать даже, фэнтезийный элемент, достаточно неправдоподобный, но благодаря проработанности мира, в котором происходит действо, было легко поверить в то, что "где-то там он все-
таки есть". Причем мир Соника - совершенно не похожий на наш, это отдельная планета, где обитают разнообразные зверюшки-фурри (фурри - это человекообразное существо, но имеющее тело зверя). При этом в Сонике свои обычаи, свои нравы. А вот в Покемоне все совершенно наоборот - там как раз мир практически зеркально похож на архипелаг, где
располагается нынешняя Япония (кусок острова с прилежащими к нему островами). И обычаи там такие же, как в Японии - помимо тривиального "там едят палочками", там присутствует та же культура, что и в стране, где был создан сериал.
Так вот помимо этих этнических элементов в сериалах кодомо-аниме, как правило, присутствует понятный юмор, иногда даже со "взрослыми" элементами, но для последнего как правило создают ситуацию ненавязчивую. Показывают и быт страны, в которой происходит действо, при этом в данной ситуации он выглядит достаточно естественно.
Как правило, юмор в кодомо-аниме ограничивается достаточно забавными шутками или выходками со стороны главных героев, хотя это и необязательно: иногда в шутку входят любовные действия со стороны персонажей, при этом, как правило, "приставания" не взаимны (достаточно знакомая ситуация, когда девушка пристает к парню, который ее старше возрастом ^_^). Но он никогда не заходит за рамки доступного - ведь мультфильм для детей, а никаких "испорченных" намеков на половую жизнь там быть не должно.
Кодомо-аниме, как правило, не блещет очень сильной анимацией - но это и не нужно, главное - это чтобы дети, смотрящие сериал, вполне понимали то, что творится на экране. Поэтому и требования к художественной части мультфильма не очень высокие, хотя это и не значит, что прорисовка фонов или персонажей там на низком уровне. Напротив, главных героев, как правило, изображают достаточно симпатичными ("кавайными", на жаргоне анимешников), чтобы влюбить тех, кто смотрят сериал, в персонажей.
Сюжетная линия обычно достаточно разветвленная. Для того, чтобы достичь главной цели, персонажи преодолевают сотни других трудностей, и в процессе этого сплочаются, становятся сильнее и опытнее. Это важно показать ребенку - что всего главные персонажи добиваются сами, а отрицательные, как правило, все берут грубой силой за счет других.
Так что глупо говорить, что кодомо-аниме - только для детей или банально. Это не так. Даже взрослый человек может увидеть в нем достаточно мудрые и интересные мысли, поэтому кодомо-аниме, несмотря на то, что, как правило, распространено обширно лишь в Японии, толкает вполне состоявшихся зрелых людей искать новые пути, чтобы достать его. И в этом нет ничего плохого, если вы тоже увлекаетесь "детским" аниме - подумайте, ведь то, чему могут научить данные мультфильмы детей, могут научить тому же и взрослых, а постыдного в этом ничего нет: ведь вся та чистая, незамутненная логика и мудрость приходят из детства...
Harukka Sparrow, 2005.